Проект «Село моё родное. Живёт село родное Педагогический проект Проект мое село в доу

для детей старше-подготовительной группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области

ПРОЕКТ

На тему:

Творческо - исследовательский проект

по развитию нравственно – патриотического воспитания

« История моего села»

для детей старше-подготовительной группы.

Подготовили:

2016г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: в течение года.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители воспитанников, другие члены семьи ребёнка, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

К. Симонов

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.


Актуальность темы: Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

«Малая Родина» – это, прежде всего семья, дом, детский сад, окружающая природа, памятные места, улицы, известные люди, которыми гордятся сельчане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Развивать интерес к своему селу, району, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Предполагаемый результат:

Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;

Освоение детьми доступных знаний об истории родной земли;

Дети могут знать и называть место проживания: село, район; некоторые предприятия родного села и их значимость; достопримечательности; флору и фауну села;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду;

Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;


Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми;

Дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам , пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь;

Педагоги и родители пополнят знания детей о родном крае;

Роль родителей в реализации проекта:

Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

Изготовление семейных альбомов;

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта;

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае»;

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина».

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

    Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – село Алексеевка!»

Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улице»

Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по селу

Оформление уголка в русских традициях

Изготовление мини – музея «Быт русской деревни»

III. Презентационно – завершающий

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты своё село?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

«Расскажи, где ты живешь»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села

Дидактическая игра

«Центральная улица села»

Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

Целевая прогулка

«Дома на нашей улице»

Учить детей передавать чувства и ощущения в коллективной работе

Аппликация

«Моё село-моя малая Родина

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

«История и достопримечательности моего села»

Закрепить знания детей о достопримечательностях села.

«Быт русской деревни»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам села»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия к памятнику солдатам ВОВ

«Памятник погибшим»

Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.
Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать интерес и уважение

Рисование

Экскурсия в библиотеку

Пробуждать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей (педагогу).

Экскурсия в школу

«Что мы видели в музее»

Развивать интерес к родному селу через посещение краеведческого музея в школе, уважение к истории возникновения села

Посещение краеведческого музея

«Детский сад», «Школа», «Почта», «Поликлиника»

Сюжетно-ролевые игры

«Кто работает на почте»

Целевая прогулка на почту

Природа родного села

Просмотр на проекторе

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия в парк

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники.

«Родник-Серебряный»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Знакомство с русскими православными традициями, играми, обрядами

Закреплять знание русского фольклора

Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле.

Конкурс пословиц и поговорок

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Познавательно-исследовательская деятельность

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города

Дидактические игры

Знакомство с профессиями односельчан

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Сделаем наше село чище»

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

Встреча с ветеранами

«Родной свой край, люби и знай»

Викторина

«Моё село – моя малая Родина»

Обобщить знания о Родине, стране, крае, селе

Презентация

Обобщение:


Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Работа с педагогами:

Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов);

Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;

Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию»

Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».

Ожидаемые результаты проекта

У детей

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Литература:

Осипов край в XVIII веке. Саратов, 2014

Осипов истории Саратовского края в конце XVI и XVII вв. Саратов, 2013.

Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1: С древнейших времён до отмены крепостного права. / под ред. . Саратов, 2014.

История Саратовского края. С древнейших времён до 1917 года. Учебн. пособие для школ / под ред. . 2-е изд. испр., доп. Саратов, 2014.

География Саратовской области. Учебник для школ. / под ред. . Саратов, 2015.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Я и мой посёлок!».

Руководитель

Мичеева Валентина Леонидовна, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Участники проекта

Педагоги, родители, дети разновозрастной группы 4 – 6 лет.

Заказчик проекта

Администрация МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

База экспериментальной работы

МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Сроки работы

Тип проекта:

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, познавательный, исследовательский.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его семью).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата (исполнитель).
  4. По характеру контактов – в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой (дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы
  6. По продолжительности – продолжительный

Значимая для детей п роблема, на решение которой направлен проект скудные знания детей о родном поселке.

Цель проекта: объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Задачи проекта

  • Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.
  • Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном поселке.
  • Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.
  • Воспитывать любовь к родному поселку.

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края.
  • Изучать историю и культуру родного посёлка, района.
  • Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
  • Знакомить их с культурно-историческими объектами посёлка (библиотека, музей, памятники истории).
  • Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проекта информации.
  • Помогать каждому ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы в познании истории.
  • Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
  • Ориентировать родителей на организацию совместных прогулок по посёлку и за его пределами с целью знакомства с объектами природы, культурного мира родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность.
  • Ориентировать родителей на приобщение на приобщение ребенка к культуре и истории родного посёлка, района.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
  • Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
  • Изучать историю и культуру родного края.
  • Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка, района.
  • Поддерживать интерес у сына/дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
  • Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах поселка, знаменитых людях
  • Рассказывать о своей профессии, о её значимости для посёлка, гордиться своим предприятием.
  • Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

Формы работы над проектом:

  • занятия;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • художественно-творческая деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • слушание музыки;
  • наблюдения.

Название игрового мероприятия проекта:

Продукты проекта

Для детей:

  • творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
  • творческая работа в виде аппликации: «Флаг района»;

Для педагогов :

  • оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
  • оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
  • конспекты мероприятий;
  • оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
  • библиография по теме проекта;
  • проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей :

  • творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
  • фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
  • Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
  • Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
  • Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для детей:

  • сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
  • интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • элементы творческого мышления.

Для педагогов :

  • интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
  • мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • умение планировать проектную деятельность.

Для родителей :

  • сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
  • интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Познание Художественное творчество Музыка Коммуникация Чтение художественной литературы
1. Рассматривание картин, иллюстраций о поселке.2. Беседы на тему:Достопримечательности моего поселка»,

«Мой детский сад»,

«Мой поселок – моя малая Родина»,

«Государственная символика поселка (флаг, герб, гимн»).

3. Просмотр фильма «Советский район. 80 лет».

4. Д/и «Найди флаг своего района»

1. Рисование:«Мой дом, моя улица»,«Поселок будущего».

2. Аппликация:

«Флаг родного поселка».

3. Прослушивание и ознакомление с гимном родного поселка.

4. Слушание песен о родном крае.

5. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

1. Составление рассказов на темы:«Моя малая Родина»,«Что мне нравится в поселке».

2. Представление своей работы сверстникам.

3. Рассуждения на тему «Поселок будущего».

4. Чтение:

И.Суриков «Вот моя деревня»,

И. Векшегонова «Мой край»,

А.Дементьев «Родина»,

Я.Аким «Моя Родина»,

Е.Серова «Родные края»,

И.Агеева «флаг России – триколор»,

К.Ушинский «Наше Отечество»,

Г.Ладонщиков «Родная земля».

5. Ознакомление с пословицами

6.Чтение рассказов,

сказок марийских писателей

Социализация Физическая культура Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления с достопримечательностями поселка).2. Экскурсии в аптеку, на почту.3. Дидактические игры:

«Что вы знаете о своем поселке?»

4. Игра мечта «Мечтатели».

5. Игры с напольными пособиями:

«Азбука дорожного движения»,

«Азбука пожарной безопасности».

6. Инструктажи перед:

целевыми прогулками;

экскурсиями;

продуктивными видами работ.

Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях 1. Информирование (стенды, объявления).2. Совместная продуктивная деятельность:Рисование: «Поселок будущего»,

Фотовыставка «Памятные места нашего поселка».

3. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей.

4. Консультации: «Что мы знаем о нашем районе?»

5. Проведение совместных мероприятий. Игра «Что? Где? Когда?»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Я и мой поселок»

Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи и социальных партнеров
Подготовительный 1. Беседы с детьми (диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.3. Постановка целей и задач работы.

4. Информирование родителей.

5. : оформление выставок рисунков и фотографий.

6. Ожидаемые результаты : использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями.

1. Проблема – скудные знания детей о родном поселке.2. Планируемые продукты деятельности : творческие работы в виде рисунков, аппликации.-Ожидаемые результаты : формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка. 1. Знакомство с планом проекта.2. Определение совместного с ребенком продукта деятельности.3. Планируемые продукты деятельности : рисование рисунка, фото-материалы.

4. Ожидаемые результаты : привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Деятельностный 1. Работа на тему: «Мой поселок – моя малая Родина».2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.3. Чтение произведений.

4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями.

Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяли полученные знания и опыт.

1. В группе: — сбор фотографий;- составление рассказов о поселке «Мой родной поселок»;

— рассуждение на тему: «Поселок будущего».

-Вывод: чаще дети получают информацию впервые.

2. Детское творчество:

Рисунки «Мой любимый поселок», — Совместный рисунок с родителями: «Поселок будущего».

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок».

Изготовление аппликации на тему: «Флаг района».

-Вывод: появляется у детей значимость слова: «Родина».

1. Родители рассказывают детям о зданиях, знакомят с названиями улиц.Вывод: дети мало получали информации о поселке.2. Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют здания поселка. Вывод: родители стали активнее, проявили заинтересованность.
Завершающий 1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома, совместное мероприятие с родителями в форме игры «Что? Где? Когда?»-Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. 1. Представление детьми своего продукта.2. Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.-Вывод: дети испытывали чувство радости, гордости и успешности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

1. Активное участие родителей в реализации проекта-Вывод : папы и мамы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
  2. Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
  3. А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
  4. Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
  5. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 200

Приложение 1.

Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме

«Моя малая родина»

  1. Назови домашний адрес.
  2. Найди герб нашего района.
  3. Что изображено на гербе нашего района?
  4. Что означает изображение рябинки на гербе?
  5. Зачем нужен герб району
  6. Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.
  7. Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.
  8. За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?
  9. Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.
  10. Какие дикие животные живут в наших лесах?
  11. Назови правила поведения в лесу.
  12. Покажи свой посёлок на карте Советского района.
  13. Почему для жителей нашего посёлка дорого обелиск павшим солдатам?

Приложение 2.

Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей?

  1. В каком году был организован Ронгинский район? (25.01.1935 г.).
  2. С какого года центром района стал посёлок Советский? (с 1954 г.).
  3. В каком году Ронгинский район был переименован в Советский? (23.02.1960 г.).
  4. Назовите районы, с которыми граничит Советский район (на севере: Новоторьяльский, на западе: Медведевский, на северо-западе: Оршанский).
  5. На какой улице расположено данное здание?
  6. Что означает изображение на гербе. Флаге Советского района?
  7. Назовите достопримечательности нашего посёлка?
  8. Назовите район, которому принадлежит данный флаг?

Для детей:

  1. Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
  2. Назови домашний адрес?
  3. Найди флаг нашего посёлка?
  4. Покажи свой посёлок на карте Советского района?
  5. Какое здание вы видите на фотографии?
  6. Почему для жителей посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
  7. На какой улице находится детский сад «Родничок»?
  8. Назови профессии людей, живущих в нашей местности?

1) Энциклопедичность.

2) Региональность.

6) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения.

2. Технологический блок:

Система и последовательность работы по ознакомлению с родным селом.

I. “Моя семья”.

II. “Мое любимое село”

III. “Кто прославил мое село”

IV. “Мир природы села”

3.Организационный блок:

Конспекты непосредственной образовательной деятельности детьми по ознакомлению с родным селом.

4. Практический блок:

Сотрудничество с библиотекой школы;

Экскурсии по улицам села, к памятникам и памятным местам;

Сбор материалов об истории села, его улиц.

Выставки рисунков, фотографий

5. Результативный блок.

Итоги всей проделанной работы.

6. Список используемой литературы

Раздел 1

«Информационный блок»

Актуальность проекта «Мое село».

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта «Мое село»:

Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства, развитие представлений о селена основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица села, детский сад и его территория).

Принципы разработки ознакомления детей с родным селом:

1) Энциклопедичность.

2) Региональность.

3) Интеграция - установление соответствия между информацией заданной в явном и неявном виде.

4) Культурологичность - приобщение детей к истокам культуры.

5) Тематичность - деление материала на основные темы.

6) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.

7) Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

8) Развивающие характер обучение, основанный на детской активности.

Описание реализации тематического проекта «Мое село»

Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о с. Первомайском (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по с. Первомайскому, начинают поисково-собирательную работу.

В процессе поисковой деятельности дети знакомятся c историей с. Первомайского. Выясняют, что изначально люди селились на благоприятных для их жизни местах (там, где вода, плодородная земля). Улицы эти и названия носят: Полевая, Садовая, пер. Прудный, и т.д.

Дети много узнают о природе своего края, растениях и животных, полезных ископаемых. В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в с. Первомайском много разных по назначению зданий – жилые дома, детский сад, школа, магазин, ФАП и другие.

Большим импульсом в воспитании патриотизма является такое событие в жизни с. Первомайского торжественный митинг у памятника павшим во время войны 1941-1945 годов. Учащиеся школы и жители села чествуют тружеников тыла и ветерана войны. Весь день учащиеся старших классов несет почетный караул. После митинга проходит праздничный концерт.

Развитию познавательных интересов дошкольников способствуют игровые персонажи. Педагоги нашего учреждения часто придумывают оригинальных героев для работы с детьми. В этом году воспитатели решили создать новый персонаж - «хозяина (хозяйку)» села. Был объявлен конкурс. Дети, педагоги и родители придумали образ «хозяина (хозяйки)» села. Затем прошла презентация игрушек.

Раздел 2

«Технологический блок»


Основные задачи тематического проекта «Мое село»:

Средняя группа:

Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.

Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, селу.

Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.

Старшая группа

Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему с. Первомайское.

Знакомство детей с географическим расположением села, природными ресурсами.

Ознакомление детей с основными профессиями.

Знакомство детей с традициями, трудом и бытом жителей села. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свое село, республику.

Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города.

Подготовительная группа

Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем с. Первомайского на материале научной литературы.

Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.

Знакомство детей с культурным наследием Рузаевки.

Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в с. Первомайское, сопричастности к этому.

Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).

Компетентность ребёнка:

1 Имеет представления о местонахождении детского сада, своей группы, участка.

2 Знает название села.

3 Умеет замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).

4 Умеет ориентироваться в помещении ДОУ (найти свою группу, участок, зал).

5 Проявляет бережное отношение к окружающему.

Педагогические формы:

1. Познавательное развитие:

Целевые прогулки по близлежащим к детскому саду улицам (празднично украшенные улицы, магазин).

Рассматривание фотографий близстоящих построек и детского сада.

Чтение художественной литературы (Б. Заходер «Строители», С. Бороздин «Кто построил этот дом»)

2. Изобразительная деятельность

Рисование:

- «Дом, где я живу»

- «Зажжём разноцветные огоньки»

- «Украсим родной город к празднику»

Аппликация:

- «Окошечки в доме»

-«Красивый заборчик возле дома (или детского сада)»

Конструирование:

-«Постройка дома из строительного материала»

3. Музыкальная деятельность

Слушание музыки М. Карасёва «Строим дом»

4. Игровая деятельность:

Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик»

5. Предметно-развивающая среда

Уголок города /познавательный и иллюстративный материал о селе; альбом с фотографиями улиц села, детского сада, детские работы, раскраски «Мой дом», художественная литература).

Дидактические игры «Собери картинку», «Какие разные дома».

Игры со строительным материалом, из мягких модулей постройка дома, детского сада и их обыгрывание,

Игра-путешествие по городу,

Фотовыставка о селе Первомайском.

Предложить нарисовать рисунок дома.


Перспективный план работы по тематическому проекту

«Мое село» в старшей группе.

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

Работа с книгой-альбомом «с. Первомайское»;
Работа с пособиями по ознакомлению детей с профессиями.

Поисково-собирательная работа:

Знакомство с историей села Первомайское.

Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по с. Первомайскому. Изготовление схемы:

«Красота нашего города»

Беседы o «с. Первомайское – частичка России»:
«Чем славится с. Первомайское?».

Познавательное занятие «Село мое родное».

Дидактические игры:

«Собери картинку», «Какие разные дома», «Что где находится» (схемы, карты).

Встречи с интересными людьми:

Встреча с ветераном ВОВ и тружениками тыла с. Первомайского.
Встреча с известными пчеловодами с. Первомайского.

Встреча с известными доярками с. Первомайского.

Встреча с известными хлеборобами с. Первомайского.

Праздники:

Праздник с. Первомайского.

Праздник «Сабантуй» (народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ.)

Чтение художественной литературы:

В. Степанов. Что мы Родиной зовем.

В. Аширова. Тетя Эрна.

Оформление альбомов:

«Мы живем в с. Первомайском».

«Наш любимый детский сад»;

«Наши выпускники».

Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование «Наша улица – прошлое и будущее».

Рисование «Что мы видели на экскурсии».

Конкурсы, выставки:

Конкурс «Семейные умельцы» (поделки). Выставка «Моя семья» (художественная деятельность). Выставка детских работ «Юные художники о нашем селе». Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» села. Выставка «Мы – жители с. Первомайского» (семейные династии - фотографии).


I . “Моя семья”

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспи­тание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопо­слушного члена общества.

Существенное влияние оказывает семья на выбор профес­сии.

То, что дети являются «зеркальным» отражением своих родителей, подтверждается постоянно. Профессор К.Н. Вол­ков для изучения этой зависимости организовал весьма по­казательный эксперимент. Группу 6-7-летних дошкольни­ков вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса их оставили в экспериментальной комнате, где они должны были дождаться приема у психолога. В комнате на­ходилось много очень интересных для детей вещей - картинок, книг, игрушек. Экспериментатор скрытно наблюдал, как будут вести себя мамы и дети.

Они держались по-разному. Одни начинали вместе рас­сматривать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т. е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам.

Последующая проверка подтвердила - познавательная активность детей полностью отражала поведение их роди­телей. Убеждаемся еще раз: педагогические закономерно­сти действуют неотвратимо.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родите­лей расходуются на материальное обеспечение, но не на духов­ное формирование и развитие детей.


II . “Мое любимое село”

Ближайшей ж/д станции (Кандры): 11 км.

На основании решения коллегии народного комиссариата земледелия БАССР о разделении Туймазинского совхоза на два самостоятельных, райисполком 18 мая 1932 года произвел отвод земли вновь созданным Тймазинскому свиносовхозу и Кандринскому свиносовхозу имени 1 Мая. Появились первые поселенцы на будущей центральной усадьбе совхоза имени 1 Мая. Размещались они пока в деревне Александровке. По словам очевидцев Александровка была создана в 1894 году. Первым её жителем был Иванов Александр. В честь него деревня стала называться Александровкой.

Всего в деревне было 53 подворья. Контора строившегося совхоза была размещена в доме у Сорокина Константина, а в амбаре напротив был открыт ларек. В доме у Вдовина Николая находилась школа. Конюшня - на подворье братьев Маханьковых. Первым директором совхоза был Ариткулов. Он занимал эту должность в течении 6 месяцев. А с 14.09.32 года директором назначался Мельников.

Первых трактористов поселили в доме у Агафонова Михаила. Начиналось строительство совхоза. К осени 1932 года на пустыре построили свинарник. Наш совхоз имел посевную площадь 3675га. К нам стала поступать сельскохозяйственная техника и скот. Совхозу было выделено: 2 трактора, 2 комбайна,2 сложных молотилки, 4 сеялки, 4 культиватора, 6 косилок. Скота, кроме 112 голов лошадей, совхоз почти не имел. Но уже в 1933 году поголовье скота увеличивается. В совхозе уже насчитывается 75 голов свиней, 66 коров, 6 пчелосемей. Первый свинарник был построен из камышовых щитов. С 14 сентября 1932 года по приказу №203 начинались курсы свинарей и бригадиров, ответственным назначили управляющего фермой Ганиева. Первая партия свиней была закуплена в Тйумазинском совхозе в количестве З маток. Бригадиром по свиноводству был назначен Мухамедшин. Закупались пчёлы.

Строился совхоз, а вместе с ним создавалась и его социальная сфера.

Первое население разместилось в землянках. В ноябре 1932 года построили общежитие; конюшню и мельницу. А самый первый объект, который был сдан строителями летом 1932г- баня. Чуть позже, в сентябре, завершили строительство четырех свинарников, коровника, телятника и зернохранилища. Первый жилой дом был построен только в 1933 году. В это же время появилась пекарня и клуб. В 1934 году открылся фельдшерский пункт, медсестрой была назначена Газизова.К этому времени в нашем совхозе уже действовала библиотека. Сначала библиотекарем была Куликова В. затем Лепестев Константин. Обязанности письмоносца возлагались на Зиазетдинову Ф. Она работала банщицей и уборщицей в общежитии трактористов. В 1934 году наш совхоз был телефонизирован. Телефон находился в конторе совхоза. В этом же году в совхозе начали действовать детские ясли. Число детей составляло 30 человек. Штат рабочих 3 человека, в том числе один воспитатель. По приказу № 184 от 13.07.39 г на должность воспитателя принимается Васильева Мария. До неё воспитателем работала Давлетгареева Роза. Заведующей детскими яслями была назначена Козырева Анна Ивановна.

В 1935 году была открыта школа. В приказе по совхозу № 78 от 1.091937 года говорится о проверке грамотности всех рабочих и домохозяек. И в этом же году был введен водопровод.

С сентября 1937 г начинается использование машин для перевозки пассажиров.

В 1939-40 годах были построены частные дома, дом специалистов, два жилых барака. В войну была построена электростанция. Её строили военнопленные венгры.

Большое внимание с первых лет существования совхоза уделялось соблюдению санитарно-гигиенических норм жители поселка. За порядком следил местный милиционер Фурсов.

Постепенно создавались необходимые условия для нормальной жизни населения поселка.

В настоящее время в с. Первомайское находятся следующие улицы:

Воспитатель: На протяжении длительной истории человечества способы и средства передачи информации претерпели значительную эволюцию. Использование простейших сигналов (голоса, огня и дыма) в доисторическую эпоху сменилось организацией почтового сообщения с помощью пеших и конных гонцов в рабовладельческих государствах. В настоящее время почта – это предприятие, использующее различные виды электромагнитной связи для передачи почтовых отправлений.

Воспитатель: Банк с. Первомайского – это финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

Воспитатель: Как Вы, знаете, ребята, в нашем селе имеется зерноток. Зерноток - это место временного хранения зерна.

Воспитатель: Мы стоим на берегу пруда с. Первомайского. Пруд представляет собой искусственный водоём.

Воспитатель: В нашем селе имеется стадион. Стадион – это сооружение для спортивных целей. Обычно включает большое поле с беговыми дорожками вокруг и места для зрителей, расположенные ступенчато вокруг поля.

Воспитатель: Сейчас мы находимся рядом с магазином «Хороший». Магазин – это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям.

Воспитатель: Одним из достопримечательностей в с. Первомайское является памятник павшим во время войны 1941-1945 годов. В настоящее время в нашем селе остался один ветеран Великой Отечественной войны и 48 труженников тыла.

Воспитатель: Сегодня уже не в первый раз мы прошли по знакомым улочкам нашего села, посетили местные достопримечательности, совершили очередное путешествие в историю родного края. Но, возможно, сегодня вы увидели всё другими глазами, ваши юные души полны гордости за свой край. Это ваша РОДИНА! Когда вы станете взрослыми людьми и куда-то уедете, вы обязательно когда-нибудь сюда вернётесь, РОДИНА вас не отпустит.


«Мое село»

Развитие дошкольников

Подвижные игры

«По ровненькой дорожке»

Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

В яму - бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом.
На слова «По камешкам, по камешкам» - прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед.

На слова «В яму - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - дети поднимаются.

Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом -

Здесь мы живем.

По окончании текста дети бегут в «дом» (заранее договариваются, где будет дом - на диване, стуле и т.д.).

Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Можно удлинять или укорачивать двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

«Найди свой домик»

Детей необходимо поделить на две группы и посадить на стульчики на противоположных сторонах площадки. На слова воспитателя: «Дети гуляют по площадке, ходят, бегают…, цветы обходят» дети расходятся по площадке, ходят и бегают, кто куда хочет. Воспитатель: «А ну ка дети, не зевайте, как услышите гудок – убегайте!», дает сигнал: «У – у – у». Дети спешат к своим домикам и садятся на свои места. Игра повторяется.

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога! «, тот, кто поймает мяч, должен быстро назвать какое – либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт! « играющий отвечает названием, какого – либо транспорта; на слово «Пешеход! « можно ответить светофор, переход и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Игра «Грузовики»

Дидактические игры

«Собери картинку» - фотографии или картинки с изображением памятных мест c. Первомайского разрезаны на две, три части.

«Какие разные дома» - шаблоны различных домов: обвести, раскрасить.

Раздел 5

«Результативный блок»

В ходе реализации тематического модуля «Мое село» мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием с. Первомайского помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

Высокий уровень знаний о названиях улиц повысился на 10%;

Высокий уровень знаний о том, что такое село,чем оно отличается от города на 15%;

Высокий уровень развития знаний о достопримечательностях села повысился на 20%.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

1 блок «Семья и ближайшее окружение»

2 блок «Детский сад – мой второй дом»

3 блок «с. Первомайское – мой родной край»

4 блок «Россия - Родина моя!

Список используемой литературы

  1. Башкортостан: краткая энциклопедия. / Глав. ред. Шакуров Р. З. – Уфа, «Башкирская энциклопедия», 2010.
  2. Гареев А. М., Гатауллин Р. Ф., Мухаметшина Л. М. География и экология Туймазинского района. – Туймазы, 2007.
  3. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Академия, 2004.
  4. Козлова С.А., Куликова Р.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2002.
  5. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: «Педагогика», 1989.
  6. Михайлов В. Кладовые витаминов. // Туймазинский вестник. – 2011. – 28 октября.
  7. Михайлов В. Конкурс пчеловодов. // Туймазинский вестник. – 2011. – 10 августа.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э. К. Сусловой. –

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Продолжительность проекта - краткосрочный

Тип проекта - информационно-творческий.

Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта:

Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.

Задачи проекта:

Для детей:

Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.

— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.

Для педагогов:

— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.

Для родителей:

— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.

Форма проведения итогового мероприятия проекта -

Викторина, презентация.

Название итогового мероприятия проекта -

Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».

Продукты проекта:

Для детей:

Коллективные творческие работы

Для педагогов:

— Фотоальбом «Мое село».

— Ширма «Люби и знай родной свой край».

— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

— Консультация , анкета, беседа.

Для родителей:

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Ожидаемые результаты по проекту:

для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

для детей:

Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания.

II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

Подготовительный

Ознакомление педагога с методическими материалами по теме.

Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Продуктивный

(непосредственная деятельность по проекту)

Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу»

Рисование по теме

Беседа об исторических названиях улиц.

Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Экскурсии:

Краеведческий музей:

Прошлое и настоящее села Истье

Консультации

Памятка для родителей

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов)

Презентация «Моя малая родина»

Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1-я неделя

Беседа с детьми о селе Истье:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам.

Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу»

Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника

Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»

Знакомим родителей с историей села.

2-я неделя

Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье».

НОД «Дом в котором я живу»

Рассказ воспитателя об истории развития села.

Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?».

3-я неделя

НОД Тема: «Край ты мой любимый».

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село».

Экскурсия к памятнику

Акция «Памятник»- уборка мусора.

Рисование «Мой любимый детский сад».

Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье».

Консультации

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада

4-я неделя

Беседа «Праздник «Город кузнецов» ».

Рисование «Город мастеров».

Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу».

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».

1-я неделя

Презентация к проекту «Моя малая Родина»

Викторина «Моя малая Родина - село Истье»

Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями).

Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».

Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.

3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.

4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.

5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.

6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.

7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.

8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.

9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.

13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.

14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.

Проект «Край родной – на век любимый» для старшей группы ДОУ

Елкина Елена Анатольевна, воспитатель МКОУ СОШ с.Бирофельд, ЕАО, Биробиджанского района, с.Бирофельд.
Описание материала: предлагаю проект «Край родной – на век любимый», который будет полезен педагогам старшей и подготовительных групп. Проект поможет детям привить любовь, интерес к прошлому и настоящему родного края. Воспитывать у подрастающего поколения гордость за своих земляков, чувство ответственности за все, что происходит в родном селе, сопричастности к этому.
Тип проекта:
по доминирующему методу: информационный, познавательный.
по характеру содержания: интегративный (образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).
по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов: осуществляется внутри старшей группы, в контакте с семьей.
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный.
Актуальность:
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город, село. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе, селе. Село не обязательно должно быть большим. Оно может быть тихим, заброшенным и в то же время являться самым любимым селом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к селу, городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, селе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город, село и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребята, как можно больше узнали о своем селе, области в которой они живут. Этот проект посвящается родному краю, в котором живут мои воспитанники.
Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Воспитывать уважения к труду;
- Расширять представления о селе, районе, столице ЕАО;
- Закреплять и расширять представления детей о символах района, ЕАО, государства (герб, флаг, гимн);
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения малой родины, страны;
- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы реализации проекта «Край родной – на век любимый».
I – Предварительный этап.

Создание проблемы перед детьми;
Составление плана работы;
Разработка примерных конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности;
Продумать формы работы с родителями;
Разработать консультации, оформить уголок;
Подобрать информацию по теме проекта;
Создание предметно-развивающей среды;
Изготовление дидактических игр.
II - Основной этап.
Организовать работу по решению задач проекта через:
Проведение НОД: Познавательное развитие: «Дом», «Мой родной – Бирофельд», «Улицы Москвы», «Россия – родина моя», «Улицы Москвы». Речевое развитие: Чтение сказки в стихах. Римма Лавочкина «Вьюнок», «Село Бирофельд», Заучивание стихотворения Л. Олифирова «Главные слова». Художественно-эстетическое развитие: «Дом, украшенный к празднику», «Автомобили нашего села», «Спасская башня Кремля», «Флаг ЕАО», «Еврейские орнаменты» (рисование); «Дома на нашей улице» (аппликация), «Символы России – государственный флаг» (лепка).
Беседы: «Кто построил этот дом?», «Моя квартира», «Моя семья», «История происхождения нашего села», «Мое родное село», «Предприятия и учреждения», «Знаешь ли ты свое село», «Транспорт села», Беседа «Город Биробиджан» «Символы ЕАО», «Красная книга ЕАО», «Звери и птицы ЕАО», «Страна моя родная», «Москва – столица нашей России», «Мы любим нашу страну», «Русские таланты», «Моя Москва». «Красная книга ЕАО».
Д/ и «Добавь слово», «Расскажем Мишке о нашей улице», «Кому что нужно», «Подбери признак», «Узнай это место», П / и «Строим дом». «Дом и ворота», С / р «Семья», «Путешествие по селу», «Путешествие по Москве», Настольная игра «Российские узоры», Игра «Кто как трудится».
Рассматривание иллюстраций с разными типами домов, альбома «Мое любимое село», открыток с природой ЕАО, карты ЕАО, альбома «Заповедник Бастак», красной книги ЕАО, иллюстраций с изображением природы России в разные времена года, герба и флага ЕАО, России, набора открыток о Москве, на карте, на глобусе нашей страны.
Рассказывать о истории возникновения села, о достопримечательностях, культуре, традициях родной области; о замечательных людях, прославивших свою область, о символике ЕАО.
Знакомство с пословицами о семье, с еврейскими пословицами и поговорки, чтение еврейских сказок.
Прогулки по улицам села, экскурсии к учреждениям села.
Слушание песен по теме.
Работа с родителями:
Закрепить с детьми название села, повторить домашний адрес
Рассказать о своей профессии, ее пользе для села
Уточнить знания о с/х транспорте
Рассказать о символах Биробиджанского района, ЕАО
Рассмотреть на карте – Россию
Любование красотами малой Родины
Объяснить в доступной форме слово «Родина»
Рассмотреть изделия народно – прикладного искусства мастеров ЕАО
Уточнить знания о символах России
III – Заключительный
Продукт проекта:
Фотоальбом «Малая Родина»
Презентация «Наш Бирофельд»
Выставка детских работ
Ожидаемые результаты:
- дети знают и называют место проживания: село, район, область;
- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада;
- дети знают символику района и области;
- дети знают достопримечательности села и областного центра;
- дети знают значимые объекты родного села и областного центра;
- дети знают о животном и растительном мире своего региона;
- дети умеют вести себя в окружающем мире.